Прежде всего, немного универсальной статистики, которая относится к мотоциклетным шлемам.

- Езда со шлемом помогла сохранить большее количество жизней мотоциклистов по сравнению со статистическими данными, свидетельствующими о том, что мотоциклист погибал именно вследствие ношения шлема.

- Шлем чаще позволяет свести к минимуму травматизм мотоциклистов; реже шлем усугубляет степень полученных травм.

- Во многих случаях ношение шлема позволяет полностью исключить травматические факторы.

- Езда со шлемом не должна рассматриваться, как установленное законодательством правило. К этому вопросу нужно подходить с точки зрения безопасности.

- Независимо от того, разрешено законом ездить без шлема, или нет, у мотоциклиста всегда есть выбор. Поездка без шлема может закончиться следующим образом: вы благополучно вернетесь домой, заплатите штраф за нарушение ПДД, набьете на голове шишку, оставите на дороге челюсть, нос или ухо, лишитесь глаза, свернете шею, погибнете. Если вы наденете шлем, поездка может закончиться точно также, за исключением того, что вас не оштрафуют, а все остальные факторы риска существенно снизятся. Выбор полностью определяется вашим отношением к себе и окружающим, а не местным законодательством.

- В аварийной ситуации при езде со шлемом существует фактор риска - шлем имеет тенденцию снимать травмирующий удар с черепа, передавая его в область шеи.

- Шлем не представляет собою настолько эффективную защиту от травм, какую мог бы представлять - на это оказывают влияние различные факторы, в частности, ограниченный объем шлема, его вес и материал, из которого он сделан. Полную безопасность вам сможет гарантировать только глубоководный водолазный шлем весом в 20 кг.

- Некоторые мотоциклисты, надевая шлем, полагают, что они настолько защищены от возможных травм, что они гораздо чаще склонны к неоправданному риску на дороге. Это в корне не верно.

Существует большое количество официальных и неформальных организаций, объединений, клубов, групп, которые, в той или иной степени, борются за отмену обязательного ношения шлема при езде на мотоцикле (например, AIM, AMA). Некоторые организации вообще выступают против шлемов. Свою позицию такие организации обосновывают многими факторами, в частности, "свободой" личности. Кроме того, они считают, что, поскольку шлем снимает удар с одной области и переносит его в другую, то ношение шлема себя не оправдывает. Например, удар, существенно уменьшающий повреждения головы мотоциклиста, одновременно, может значительно увеличить травмирующую нагрузку на шею, что, в свою очередь, приводит к параличу или смерти. На самом деле, данные статистики свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве случаев шлем позволяет значительно снизить количество черепно-мозговых травм, тогда как усиление нагрузки на шею при переносе удара оказывается в большинстве случаев не столь травматичным.

Внутренняя прокладка шлема изготавливается из различных пеноматериалов. При ударе внутреннее заполнение шлема сжимается, увеличивая площадь распространения удара, что уменьшает давление, которое прикладывается к поверхности черепной коробки. При отсутствии шлема такой же удар будет сконцентрирован в одной точке с меньшей площадью распространения давления - это может привести к сотрясению мозга и другим повреждениям мозговой ткани, вплоть до летального исхода. Если (по каким-либо причинам) человек падает с неподвижного мотоцикла, например, на светофоре, то его голова падает с высоты 120 см или около того. В такой ситуации шлем снимает с головы травматический фактор, но повреждения шеи маловероятны (хотя они, конечно, тоже могут быть).

Поверхность шлема защищает мотоциклиста от большинства предметов, которые могут попасть в голову и/или лицо, например, от камней, частей покрышек и т.д. Тогда как шлем в данной ситуации обеспечивает очень высокую степень защиты, оказываемое воздействие на шею не приводит к каким-то существенным травмам.

Полный шлем, или интеграл, значительно лучше защищает челюсти и зубы водителя, чем шлемы 3/4 или 1/2. Какой тип шлема выбрать зависит от вас, так же, как и именно от вас зависит, надевать ли его вообще.

В любом случае, следует подумать вот о чем. Посадили бы вы восьмилетнего ребенка без шлема на заднее сидение? Нет? Теперь подумайте, чем продиктован ваш ответ - правилами дорожного движения или чувством ответственности по отношению к ребенку, стремлением обеспечить его безопасность? Тем, что вы знаете, что будет более безопасно для ребенка, а он сам этого осознать еще не может? Теперь подумайте, чем ваша собственная безопасность отличается от безопасности ребенка, и отличается ли вообще?

Единственное отличие заключается в праве выбора, который есть у вас, но отсутствует у ребенка.

Автор: Джеймс Ар. Дэйвис (James R. Davis)