Итак, Вы недавно сели за руль 2 колесного аппарата. Возможно, Вы – человек с опытом езды на 4 колесах, оседлавший мотоиномарку, а возможно – молодой человек, объятый жаждой движения и желанием иметь любое доступное транспортное средство с мотором, в роли которого выступил старенький ИЖ или Восход. В любом случае Вы –, кто-то – надолго, а кто-то – на короткий срок в пару лет – стали одним из нас, мотоциклистов. И Вы – новичок на мотоцикле на дороге. Здесь сделаем маленькую оговорку для людей, которые на момент начала мотожизни имеют успешный и немалый опыт езды на автомобиле. Не стоит заканчивать прочтение статьи на этом месте – поверьте, авто и мотоопыт имеют мало общих точек. Правила поведения на дороге порой разнятся сильно. Вам пригодятся не все, что здесь написано, но рекомендуем все же дочитать до конца – возможно, что-то будет для Вас новым и полезным.
Начнем с того, что такое мотоцикл. Этот весьма неоднозначный вид техники существует параллельно с автомобилями, занимая свою, особенную нишу. Почему так? Почему мотоцикл до сих пор не вытеснен гораздо более удобным, а иногда и более дешевым (ибо средней руки мотоцикл японского производства стоит дороже нового бюджетного автомобиля) автомобилем?
Мотоцикл – это не транспорт. Вернее – не просто транспорт. Если на автомобиле ездят люди, желающие удобно и с комфортом передвигаться в пространстве, то мотоцикл дает своему пилоту иное – ни с чем не сравнимое ощущение скорости. Только за рулем мотоцикла можно понять и почувствовать каждой клеточкой своего тела, что такое настоящая скорость – скорость в чистом виде.
Автомобиль едет сам – водитель лишь управляет процессом езды. На мотоцикле едете Вы – вы держите равновесие, вы двигаетесь, заставляя его совершать маневры – сам же аппарат является лишь силовым продолжением Вашего тела. В отличии от автомобиля, мотоцикл дает ни с чем не сравнимое ощущение единения пилота и техники – при движении Вы сливаетесь с ним в единое целое, только тогда можно управлять мотоциклом. Только ездящие на 2 колесах понимают настоящий смысл фразы «радость движения» - автомобилистам доступна лишь ущербная часть ее.
И что может сравниться с теми ощущениями хлесткой ласки ветра на Ваших щеках, когда асфальт убегает назад в сантиметрах от ног, и мотор, мягко подрагивая и басовито, мощно урча, увлекает Вас вперед, вдогонку за убегающим горизонтом, наполняя все тело незабываемым ощущением полета?
Не стоит упоминать и иные, сугубо прагматичные достоинства двухколесных аппаратов – такие, как высокая маневренность и малые габариты, дающие возможность в городе ехать тогда, когда остальные стоят, и забираться практически везде, где можно пройти пешком.
Но… у каждого явления есть и оборотная сторона. Есть она и у мотоцикла, и, раз уж Вы сели в седло двухколесного аппарата, Вы должны знать ее. Мотоцикл сам по себе никакой опасности не представляет – это всего лишь железка. Микроволновая печь тоже «опасна» - если включить ее на полную мощность и засунуть внутрь голову, исход, видимо, будет крайне печальным. Так почему же прецедентам с микроволновыми печами не посвящено такое количество статей, и трагические случаи вследствие неверного обращения с ней относятся скорее к категории разовых курьезов? По одной простой причине – правил безопасного обращения с данным устройством немного, все они проистекают из элементарной логики и лежат на поверхности. А правил управления мотоциклом – масса, часть из них не видна и не понятна даже после нескольких месяцев езды, и даже для человека, отъездившего два-три сезона, они порой остаются загадкой.
Мотоцикл не опасней микроволновки. Или, к примеру, стиральной машинки. Опасность представляет неумелое обращение с ним и переоценка своих возможностей. Происходящие ДТП являются следствие именно этих явлений. Не стоит относиться к мотоциклу, как к некоей «шайтан-арбе», езда на которой чрезвычайно опасна. Не стоит впадать и в другую крайность – воспринимать его, как обычную игрушку, некое упрощенное подобие автомобиля. Вернемся к вопросу – «что такое мотоцикл»? Это – ОЧЕНЬ сложный в управлении снаряд. Не просто сложный – архисложный. -Что здесь сложного? – спросите Вы, - я научился трогаться, умею поворачивать, чуть наклоняясь при этом, езжу уже неделю /месяц/, и даже (пока никто не видит) поднимал уже аппарат в «свечу» на пустом участке дороги. И со всем справляюсь! И поворачиваю уже на заметной скорости, и все получается! Ничего сложного! Все это верно – до тех пор, пока Вы совершаете только планируемые Вами маневры. Вопрос в том, сможете ли Вы управлять аппаратом в аварийной ситуации, создавшейся либо по причине неверного выбора Вами поведения на дороге, либо по вине других участников движения. Экстренное торможение, резкое маневрирование на скорости без потери управления – необходимость этого может возникнуть в любой момент, и порой не бывает времени подумать, что нужно сделать – единственный шанс уцелеть – это сманеврировать успешно и интуитивно. И иметь возможность совершить маневр.
В отличии от своего младшего брата – автомобиля – мотоцикл практически не защищает владельца при ДТП. Ошибка в управлении автомобилем, скорее всего, будет стоить Вам затрат на ремонт машины, нервов, и, в конечном итоге, способствовать набору опыта. Ошибка в управлении мотоциклом может закончиться гораздо серьезнее.
Самый верный путь ездить без травм – это ДТП не допускать. В то же время нужно быть всегда максимально готовыми к тому, что ДТП все-таки произойдет – случиться это может со всеми, и даже асы с многолетним опытом не застрахованы от случайностей.
Вечер. Магазин «Спорттовары». Телефонный звонок.
- Здравствуйте! Из морга Вас беспокоят. Вы сколько мотоциклов сегодня продали?
- Четыре.
- Так… Три у нас, значит, еще один где-то катается...
(Анекдот советского периода).
Откуда в советские годы взялась почва для таких анекдотов? Известно, что промышленность СССР не выпускала достаточного количества легковых автомобилей. При этом 4 предприятия на территории Союза (Минский, Ковровский, Ирбитский и Ижевский мотозаводы) и 2 в Чехии (Ява и ЧЗ) крупносерийно выпускали мотоциклы, поступавшие в продажу (один только Ижевский мотозавод выпускал до 170 000 мотоциклов в год). Следствием этого явилось огромное количество «вынужденных» мотоциклистов на дорогах страны. Это были люди, не желавшие иметь с мотоциклом ничего общего и оседлавшие двухколесный аппарат только из-за необходимости иметь хоть какой-то транспорт. Навыки вождения таких «пилотов» чаще всего сводились к обязательному курсу в автошколе ДОСААФ. Им не приходило в голову учится ездить на мотоцикле более глубоко, чем это было необходимо для ежедневных поездок по делам. И травматизм в их рядах именно по этой причине был крайне высок – практически любая аварийная ситуация с их участием заканчивалась ДТП.
Садясь в седло, нужно понимать возможность такого исхода именно с Вами (а не с абстрактной безымянной жертвой ДТП, не имеющей к Вам никакого отношения) в полной мере. И осмысленно вести себя так, чтобы:
а) свести риск самого возникновения аварийной ситуации к минимуму;
б) при возникновении такой ситуации сделать все, чтобы свести к минимуму ее возможные последствия.
Сам мотоциклисты говорят, что «байкеры бывают или смелые, или старые». Печальная практика показывает, что в значительной части ДТП с участием мотоциклистов есть их вина - независимо от официального заключении группы разбора. И помните о том, что в любом ДТП виноваты чаще всего оба участника: один – нарушил ПДД, другой – не смог предусмотреть возможность подобного развития событий и предпринять действия, позволившие избежать ДТП, несмотря на нарушение правил другим участником движения. В этом месте необходимо сделать отступление. Залогом длительной нормальной езды может явиться только Ваш собственный опыт. Универсальных советов нет, стиль езды каждого человека индивидуален, вырабатывается им самим и зависит от множества индивидуальных факторов. Мы же постараемся предостеречь Вас от тех наиболее распространенных и грубых ошибок, за которые поплатился своей (а иногда – и жизнью пассажира) не один человек до Вас.
Поведение на дороге. Первый и ключевой момент: помните, мотоцикл Вы водить практически не умеете. Это должно стать для Вас аксиомой на первые пару сезонов минимум, и все свое поведение нужно выстраивать, исходя из нее. Не пытайтесь задавать себе вопрос «а хорошо ли я вожу мотоцикл?» - просто примите за истину в последней инстанции то, что водить его вы не умеете.
Лучше недооценить свои возможности, чем переоценить их. Особенно это относится к людям молодым: не увлекайтесь демонстрацией своего «мастерства» и «крутости» окружающим. При благополучном исходе такой показухи особой славы Вам это не принесет. И очень велика вероятность, что, пытаясь показать сидящей сзади девушке, что Вы здорово водите мотоцикл и меньше 100 км/ч не ездите из принципа.
Второй момент: другие участники движения. 99,9% транспортного потока на дорогах нашей страны – это автомобили. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поведение водителей и строится в расчете на окружающих автомобилистов.
Здесь небольшое отступление в адрес молодежи: очень часто приходится слышать и читать в Интернете многие неласковые слова в адрес автомобилистов – «мутанты четырехколесные», «ушлепки жестяные» и т.д. Не нужно так относиться к другим участникам дорожного движения. За рулем автомобиля сидят точно такие же люди, как и Вы. Можете поверить – ДТП им не нужно так же, как и Вам. Просто для того, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом на дороге, нужно хотя бы в общих чертах представлять себе мотивы действий других участников движения.
Значительная часть действий опытного водителя строится на выработанном за годы вождения автоматизме. Так, двигаясь в плотном потоке по дороге с двух – и более рядным движением и видя сбоку от себя на расстоянии 1,5…2 метров идущий в соседнем ряду параллельным курсом автомобиль, водитель при маневре в пределах этой зоны (например, объезд выбоины на дороге) скорее всего, не посмотрит в зеркало – он подсознательно оценивает, что в боковом интервале 1,5…2 м другой автомобиль появиться не может. Выезжая с прилегающей дороги на главную и видя на главной Вас, водитель принимает решение, ехать ему или ждать, подсознательно исходя из скорости в 70…80 км/ч. Понять при мимолетном взгляде, что Вы, перепутав городскую улицу со взлетно-посадочной полосой, летите 160, довольно сложно. И выезд его перед Вами в этом случае закономерен – составляй Ваша скорость 80 км/ч – он бы Вам не помешал. Ехали 160? Виноватым будет признан он. Но… будет ли от этого легче Вам? Думаю, нет – при таком столкновении речь пойдет не о жестянке, а о Ваших руках, ногах и позвоночнике. Вряд ли несколько месяцев лежания в гипсе (это – если повезет) Вам существенно скрасит тот факт, что в ДТП виноваты не Вы. Так же смеем Вас уверить, что в случае неблагополучного исхода такого прецедента тот же факт не очень поднимет настроение Вашей родне на Ваших похоронах.
Третье – Ваш подход к взаимодействию с остальными участниками дорожного движения. Часть маневров на автомобиле совершаются, исходя из того, что Вы едете по правилам, окружающие – тоже. Согласитесь, что, ведя автомобиль и имея необходимость остановки, Вы тормозите, не проверяя, тормозит ли сзади идущая машина. В конце концов, проспал едущий сзади Ваши стоп-сигналы – будет ремонтировать Вашу жесть. Управляя мотоциклом, подобной роскоши себе позволить нельзя. Здесь Вам не важно, кто будет виновным в ДТП – Вы или иной участник. Вам важно ДТП не допустить. Даже, если другой участник движения нарушил правила – лучше пропустить нарушителя, хоть Вы и не обязаны это делать, чем рисковать здоровьем. Совершая маневр, всегда заблаговременно демонстрируйте свои намерения окружающим (включением поворотника, изменением траектории движения и т.д.). И только убедившись, что все окружающие видят Ваши действия и реагируют на них адекватно, приступайте к выполнению маневра.
Ваше место в транспортном потоке.
Забудьте о «прострелах» на мотоцикле по междурядью в движущемся потоке. Пробраться между рядами в пробке – да, ничего страшного в этом нет. А вот ехать по междурядью в плотном потоке со скоростью, превышающей скорость потока, для жизни весьма опасно. Состояние городских дорог давно и печально известно каждому, и нет никакой гарантии, что едущий впереди Вас автомобиль, который Вы быстро догоняете по междурядью, не «рыскнет» в Вашу сторону, объезжая внезапно увиденную яму. Подобные маневры водителем автомобиля выполняются резко, и, как правило, без включения поворотника и взгляда в зеркало. Винить его за это нельзя – он видит боковым зрением соседа слева в полутора метрах от себя, и никак не ждет Вас в этом промежутке (ширина промежутка недостаточна для проезда авто). Вы же в этом случае рискуете быть зажатым между кузовами автомобилей в плотном потоке. Даже если сам удар о кузов не причинит Вам вреда, он приведет к падению. Напоминаем – Вы покатитесь по асфальту в непредсказуемом направлении в плотном потоке автомобилей, едущих со скоростью не менее 60 км/ч. Шансы уцелеть оцените сами…
Вторая распространенная ошибка – двигаясь в потоке, мотоциклист занимает в нем место в правой половине или середине ряда . И то, и другое является ошибкой. Ваше место – у левого края ряда, за левой парой колес идущего впереди автомобиля .
Разберем поочередно все 3 варианта:
Вариант 1. Мотоциклист двигается в правой половине ряда. Негативная сторона налицо: при взгляде сзади через несколько машин Вас не видно. Видна пустота между едущими автомобилями. И этой пустотой может воспользоваться спешащий автомобилист при обгоне длинной вереницы машин и наличии встречных, как временным местом в ряду для пропуска встречного авто и последующего продолжения обгона. Ситуация, когда слева от Вас неожиданно возник автомобиль, занявший место с интервалом в полметра от Вас и теснящий Вас к обочине, весьма чреватая, не говоря уже о том, что не все водители авто – асы… И увидите Вы его в последний момент, т.к. ряд слева от Вас в зеркало при таком положении на дороге Вы не видите.
Вторая негативная черта такого положения в ряду – культура вождения в нашей стране, к сожалению, недалеко ушла от общего уровня культуры. До сих пор не редкость, к сожалению, водители авто, которые в силу каких-то древних понятий, восходящих корнями к совдеповским временам, вполне искренне уверены, что «между ног – не техника», и считают, что Вы имеете на дороге меньше прав, нежели они. При движении мотоциклиста у правого края ряда эта категория водителей нередко вклинивается на Ваше место в ряду, оставляя Вам метр жизненного пространства справа от себя. Ситуация также чреватая, и лучшее ее не допускать. (Владельцы мотоиномарок! Вас этот пункт касается не меньше, чем пилотов дряхлых ИЖей. Для значительной части людей «не в теме» разницы между старым Уралом за $200 и новой Yamaha YZR-R1 за $20 000 просто не существует – и то, и другое – «между ног – не техника» по сравнению с их ржавой ушатанной «десяткой»…Конечно, интересно и занятно будет посмотреть на смену выражений лица упомянутого «короля дорог», когда он начнет понимать, что для оплаты побитой им «между ног не техники» придется продавать жилье, но … оно Вам надо?)
Вариант 2. Мотоциклист занимает середину ряда. В этом случае к отрицательным моментам варианта 1 добавляется то, что Вы оказываетесь еще и в «мертвой зоне» обзора боковых зеркал идущего впереди автомобиля, т.е. его водитель может попросту не подозревать о Вашем присутствии… Видя сзади значительное расстояние до следующего участника движения, едущий впереди Вас может не счесть нужным сигнализировать о своем маневре – например, не включая маячок поворотника, начать поворачивать, сбрасывая при этом скорость… Еще одна негативная черта с учетом местной специфики – представьте себе ситуацию, когда Вы идете в потоке со скоростью 60 км/ч. Водитель авто впереди Вас видит показавшийся из-под передней машины открытый люк. И пропускает его между колес. И возникает люк перед Вами за 4…5 метров, как раз на линии Вашего движения, совершенно неожиданно…
Вариант 3. В этом случае Вы контролируете в зеркало полосу движения левее Вас, заблаговременно видя приближающиеся Т.С., обгоняющие поток. Вас также видно хорошо и издалека – место в ряду занято. Водитель идущего впереди Вас автомобиля видит Вас в зеркале, соответственно, маневрирует с учетом Вашего присутствия на дороге. О препятствиях на дорожном полотне впереди Вас вы можете судить по маневрам и поведению идущего впереди автомобиля, в левой колее которого следуете. Если перед Вами левая сторона машины подскочила на кочке – вы знаете о присутствии дефекта полотна раньше, чем его видите. Выдавить Вас из ряда в этом случае обычно не пытаются – лезть в сторону обочины неудобно и непривычно.
Еще один момент – мотоциклист сидит выше автомобилиста и имеет возможность видеть ситуацию вперед через крышу нескольких вперед идущих машин. Когда в плотном потоке автомобиль, идущий через 4 машины впереди Вас, экстренно тормозит, реакция следующих за ним автомобилей последовательная: каждый жмет на тормоз после того, как увидит стоп-сигналы идущей непосредственно перед ним машины. Вы же имеете возможность видеть ситуацию раньше, чем водитель идущего впереди Вас автомобиля, или, как минимум, одновременно с ним, и предпринимать соответствующие меры (например - если поток плотный – лучше выйти из него в сторону, при условии свободного места в междурядье, и тормозить там, предоставив Вашим соседям «целовать» друг друга в задние бампера без Вашего участия).
Не пренебрегайте возможностью «верхнего» обзора – не занимайте место позади грузовиков, минивэнов и прочих «Газелей». Или уйдите вперед, или пропустите между собой и высокой машиной пару легковушек.
Всегда старайтесь соблюдать дистанцию. Особенно это касается владельцев мотоциклов российского производства – нужно иметь ввиду, что у современной автоиномарки с 4 дисковыми тормозами и АБС тормозной путь короче, чем у ИЖа или Урала.
При движении на мотоцикле в соответствии с ПДД всегда должен быть включен ближний свет головной фары. К сожалению, многие (особенно – молодые владельцы старых отечественных аппаратов) пренебрегают этим правилом. Помните: даже днем фронтально (спереди) мотоциклист малозаметен. Водитель выезжающей с прилегающей дороги машины при беглом взгляде может принять Вас за переходящего вдалеке дорогу пешехода и выехать на проезжую часть перед Вами. В сумерках и пасмурную погоду заметить мотоциклиста еще сложнее. Примите за правило: завели мотор – включили свет, проверили, горит ли фара (днем достаточно выставить перед ней руку), и только потом начали движение. Выехав на дорогу с незажженным светом, Вы рискуете собой – это не преувеличение. Езда без включения головной фары стоила жизни не одному человеку до Вас, не стоит пополнять этот список.
Техническое состояние мотоцикла.
Эти сроки посвящены в основном молодым владельцам старой техники российского производства. Часто данные аппараты находятся в плачевном состоянии – люфт подвесок, ослабшие спицы колес, изношенные тормоза. Если описанное – Ваш случай, не выезжайте на таком мотоцикле на дороги общего пользования. Не стоит придумывать себе оправданий, что Вы проедете всего 300 метров до соседнего квартала, дорога незагруженная и хорошо знакомая – это может дорого Вам обойтись. Катайтесь на нем по дворам, лесам, полям – там, где нет машин, и получайте удовольствие без риска для жизни. У Вас все еще впереди – Вы еще успеете и купить хороший мотоцикл, и наездиться на нем по дорогам.
Итак, минимальные требования к мотоциклу для эксплуатации на дорогах общего пользования: - подвески не должны иметь ощутимых люфтов; - обе подвески должны работать, как положено. Не работающая вилка с вытекшей жидкостью, которая просто пружинит, может стать причиной падения при наезде на неровность дорожного полотна в повороте; - светотехника должна быть полностью комплектна и работоспособна; - мотоцикл должен иметь 2 зеркала заднего вида; - тормоза мотоцикла должны быть полностью исправны. Особое внимание стоит уделить переднему тормозу. Владельцы российских мотоциклов! ВОПРЕКИ РАССКАЗАМ ДВОРОВЫХ ПАЦАНОВ, ОСНОВНОЙ ТОРМОЗ НА МОТОЦИКЛЕ - ПЕРЕДНИЙ! Задний – вспомогательный. Исправный передний тормоз должен вызывать резкое замедление, сопровождающееся «клевком» мотоцикла, у ЗИДов, Уралов и ИЖей до 4 модели, частичную (до появления черного следа и звука скольжения резины) блокировку переднего колеса у ИЖей 5 модели и Яв. При вывешивании переднего колеса раскрученное от руки колесо должно останавливаться тормозом резко, практически – ударно, вызывая ощутимое сотрясение передка мотоцикла. Ручка тормоза должна иметь не более 10 мм свободного хода, после схватывания колодок при исправных тормозах сопротивление на ручке должно резко возрастать, свободный ход должен составлять не более 8…10 мм. Упруго пружинящая ручка, прожимающаяся на 15…20 мм после появления сопротивления – свидетельство неравноменого прилегания колодок.
Так же стоит избегать езды по дорогам общего пользования на мотоциклах, которые предыдущий владелец искалечил путем удлинения амортизаторов для поднятия вверх задней части аппарата (подобная переделка не редка на наших улицах. В основном так калечат не понятно, чем провинившиеся Явы и ИЖи, реже – остальные двухтактники). Искалеченный подобным образом аппарат не пригоден для эксплуатации по дорогам общего пользования – он неадекватно реагирует на тормоза, имеет неоправданно низкую курсовую устойчивость, рыскает в поворотах, кроме того, нарушается нормальная работа подвесок и цепной передачи.
При обслуживании мотоцикла особое внимание нужно уделять приводной цепи. Приобретя аппарат с рук, снимите цепь, проведите ревизию ее состояния, при малейших сомнениях – замените. Следите за тем, чтобы цепь всегда была натянута в соответствии с руководством по эксплуатации мотоцикла и смазана. Особенно важно состояние цепи для владельцев ИЖей всех моделей и старых моделей Восходов. У этих мотоциклов кожух цепи на заднем колесе – литой металлический, и при разрыве на ходу цепь часто клинит в кожухе, блокируя заднее колесо. Происходит это, как правило, при высокой нагрузке, т.е. при значительной скорости движения. Заклинившее заднее колесо приводит к потере управления аппаратом, часто является причиной падения. Шансы уцелеть после падения на дорогу на скорости 100 км/ч оценивайте сами…При оценке шансов рекомендуем не забывать, что по дороге, кроме Вас, едут еще и машины, а на обочине частенько стоят различные столбы и столбики.
Техника управления мотоциклом.
На эту тему написано немало полноценных книг, однако целью авторов статьи не является написание книги. За несколько лет успешной езды Вы сами наберете достаточный опыт, наша же цель – предостеречь Вас от наиболее распространенных ошибок, которые часто являются причиной ДТП.
Наиболее заметными ошибками новичков является прохождение поворота и торможение. Именно эти две ошибки часто становятся фатальными для совершивших их людей, поэтому остановимся на них более подробно.
Экстренное торможение.
Как уже говорилось выше, основной тормоз любого мотоцикла – передний. Тормозной путь при торможении только задним и только передним тормозом на Иже различается почти в 2 раза. Техника торможения передним тормозом достаточно проста, тем не менее требует некоторой тренировки.
При необходимости резкого торможения верный набор Ваших действий должен выглядеть так:
- плавно и сильно нажать на передний тормоз, одновременно пригнувшись к рулю мотоцикла. Мотоцикл при этом «клюнет» передней частью, сжимая вилку;
- в тот момент, когда вилка сжата, увеличить усилие на ручке тормоза, одновременно слегка притормаживая задним тормозом.
Резкое нажатие на передний тормоз до сжатия вилки приведет к блокировке переднего колеса и падению.
Момент, когда вилка сжата полностью, а также усилие, прикладываемое к ручке тормоза (достаточное для эффективного торможения, но не приводящее к блокировке колеса) Вы должны ощущать на интуитивном уровне. Добиться такого автоматизма можно только опытным путем. Уделите время и в течении нескольких дней потренируйтесь в экстренном торможении. Для тренировок лучше выбрать дорогу с асфальтовым покрытием без движения автомобилей.
Избегайте пользоваться передним тормозом на дорогах с грунтовым покрытием, а также в случаях, когда на асфальте присутствует видимый невооруженным глазом слой грязи и песка – это может привести к падению. На подобных покрытиях используйте преимущественно задний тормоз.
Прохождение поворотов.
Мы не будем рассматривать здесь все приемы прохождения поворотов на мотоциклах разных классов. Остановимся только на технике поворота на легких и средних мотоциклах, как наиболее распространенных на наших улицах. Начнем с того, что роль руля в прохождении поворота на мотоцикле несколько иная, нежели на автомобиле. На мотоцикле для того, чтобы повернуть, не надо поворачивать руль в сторону поворота. Нужно наклонить мотоцикл, руль повернется сам вслед за ним.
Потренируйтесь предварительно на асфальтовой площадке, нарисовав на ней мелом стандартный поворот под 90? с небольшим скруглением. Цель Ваших тренировок – определить ту реальную скорость, с которой Вы можете положить мотоцикл в поворот направо, оставшись в том же положении относительно полосы движения (т.е. не приближаясь к встречной). Старайтесь заходить в поворот на скорости немного меньше той, которую получили при тренировке. Стоит Вам превысить предел скорости – и Вы рискуете выйти на встречную полосу либо вылететь на обочину. О возможных итогах этого лишний раз распространяться не будем...
Итак, Вы приближаетесь к повороту. Двигаясь по прямой, перед поворотом сбавьте скорость до той, на которой будете поворачивать. При начале поворота тормоза должны быть отпущены полностью! Сбросьте газ, включите ту передачу, на которой Ваш мотоцикл на этой скорости способен достаточно уверенно разгоняться, вместе с тем имея достаточный запас хода (хотя бы 30 км/ч от скорости захода в поворот). Переносите массу тела в сторону поворота, сместившись вбок на седле. Мотоцикл при этом наклонится, руль последует за наклоном мотоцикла, поворачиваясь в сторону поворота. Не мешайте ему – приложение усилий к рулю мотоцикла в повороте может привести к падению, и в любом случае приведет к нежелательному изменению траектории движения. Радиус поворота определяется тем, на сколько Вы сместите массу тела, и на сколько, соответственно, наклонится мотоцикл. Пройдя 1/3 дуги поворота, начинайте прибавлять газ. При наборе скорости мотоцикл стремиться выровняться на дороге и перейти к прямолинейному движению. Через неделю интенсивных тренировок Вы начнете чувствовать свой аппарат, и выполнять описанные выше действия на автоматизме.
Экипировка.
Тема эта для небольших городов глубинки России больная. Полный набор экипировки для езды на мотоцикле обойдется Вам минимум в 25 000 рублей. Начнем с людей с более – менее значимыми доходами: если Вы имеете возможность потратить означенную сумму на приобретение экипировки, но сомневаетесь в целесообразности таких трат – отбросьте все сомнения. Если Вам кажется, что она не спасет – Вы не правы. Экипировка спасла не одну жизнь. Вам кажется, что летом, в 30 – градусную жару, ездить в полном боевом наряде будет жарко и неудобно? Вы опять не правы – устройство мотоодежды таково, что она замечательно продувается уже на скорости в 60…70 км/ч. Вы не имеете в распоряжении подобной суммы? Что ж, давайте вместе попробуем определить разумный минимум.
Разумным минимумом является набор из шлема и так называемой «черепахи» - сетчатой рубашки с набором карбоновых пластин, защищающих локти, плечи, грудь позвоночник.
Из шлемов бюджетным минимумом является, пожалуй, совместный итальянско-белорусский AGV. Закрытый шлем от этого производителя можно приобрести за 3000 руб. Конечно, он не идет ни в какое сравнение с шлемами от ведущих производителей по удобству, вентиляции и общей эргономике, но удар держит весьма достойно. Более дешевые шлемы, в изобилии имеющиеся в продаже, предназначены для отвода глаз ГИБДД, а не для защиты Вашей головы. Автору известен прецедент, когда шлем «Торнадо» раскололся… от падения на асфальт с руля мотоцикла на стоянке… «Черепашку» можно подыскать в пределах 5000 … 6000 руб. За эти деньги выбор уже вполне достаточен.
Особенность ношения «черепахи» состоит в том, что она защищает от ударов, при этом не может сама фиксироваться в нужном положении на теле. Поверх черепахи необходимо одевать плотно обтягивающую куртку, которая в случае падения не даст щиткам сдвинуться с места. Одеть черепаху под футболку или куртку свободного покроя равносильно тому, что не одеть совсем. Вы – молодой человек, купивший за 3000…4000 рублей мотоцикл, и не имеете возможность потратить даже эту сумму на экипировку? Ситуация часто распространенная, давайте попробуем искать решение вместе.
Шлем. В 90% случаев владелец, продавший Вам мотоцикл, готов отдать в подарок (либо за небольшую сумму) имеющийся у него шлем, часто – целых 2 или 3 (если мотоцикл был с коляской). Не отказывайтесь – берите. На безрыбье – и рак рыба.
В крайнем случае, если внешний вид шлема совсем тягостен – разберите его, помойте, и покрасьте пластик из баллончика.
Из одежды для езды старайтесь выбирать наиболее прочные вещи. Толстая кожаная куртка, толстые джинсы и тяжелые ботинки НАМНОГО предпочтительнее, чем шорты, футболка и шлепанцы (в таком пляжном наряде даже в результате обычного падения на скорости 30…40 км/ч Вы рискуете оставить на асфальте довольно значительную часть кожи. Пусть она (кожа) растет себе дальше у Вас на спине, локтях и коленях – там она будет более уместна, нежели на асфальте, где и без нее много хлама валяется. Сохраняйте чистоту дорог родного города, помните – чисто не там, где метут, а там, где не сорят! Не разбрасывайте куски своей кожи, где попало (ну, или где упали)…
И в заключение – еще одно слово молодежи. Мы не отговариваем Вас катать девушек, прекрасно понимая, что Вы ни за что не откажетесь от ощущений, когда трепетная девичья грудь прижимается к Вашей спине, а ее волосы щекочут Вам шею… Делайте это хотя бы вне дорог с интенсивным движением, и, посадив сзади пассажира, будьте сверхвнимательными.
Если покатушки запланированы заранее – настоите на том, чтобы девушка одела вместо мини-юбки и топика джинсы и куртку. Если у Вас один шлем – отдайте его ей, будет отказываться – поясните, что без шлема покатушек не будет. И проследите, чтобы она его застегнула. Не пренебрегайте этим – сажая на мотоцикл пассажира, вы отвечаете за его жизнь. Вспомните все фотографии ДТП, которые Вы видели...– Вы хотите превратить сидящего сзади Вас человека в подобие того, что на них изображено? Нет? Тогда – втройне «семь раз отмерь – один отрежь». Лучше показаться девушке не совсем бесшабашным и не очень крутым «рокером», чем стать ее убийцей…
Добро пожаловать в наши ряды!