Совместная поездка со своими друзьями может доставить большое удовольствие. Движение в группе может также улучшить ваши навыки управления мотоциклом, позволяет приобрести дополнительный опыт.

Движение в составе колонны или групповое путешествие на мотоциклах может доставить огромное удовольствие и оставить в памяти неизгладимые впечатления.

В этой статье мы решили обобщить профессиональные рекомендации относительно движения в составе колонны/группы. Сначала мы остановимся на рекомендациях, которые подготовлены Американской Ассоциацией Мотоциклистов (АМА), а затем поговорим о движении в группе немного подробнее. В правой колонке ниже представлены основные общепринятые жесты рукой при движении в группе, но в каждой отдельной группе могут быть разработаны свои собственные знаки для той или иной дорожной ситуации.

Под тобой рычит и вибрирует двигатель, ты смотришь, как впереди тебя поднимаются по склону несколько мотоциклов. Ты смотришь в зеркала и видишь своего друга, который едет на мотоцикле сразу за тобой. Ты чувствуешь, что он улыбается, и ты тоже улыбаешься…

В этом - вся суть группового путешествия на мотоциклах. Это - возможность разделить дорогу и живописные виды с людьми, которые думают так же, как и ты, которые объединены общими интересами и впечатлениями.

Главное, чтобы во время такой поездки ни что не портило настроение. Избежать неприятностей и ехать безопаснее помогут несколько простых советов, которые подготовлены профессиональными инструкторами по вождению мотоцикла и безопасности.

1. Первое, что нужно сделать - организовать/подготовить поездку. Можно провести неформальную беседу прямо на парковке, а можно организовать серьезное собрание с раздачей маршрутных карт и номеров мобильных телефонов участников пробега.

2. Помните, что движение в группе, вовсе не означает, что вы не можете принимать самостоятельные решения, когда дело касается вашей личной безопасности. Вы едете в группе, но вы едете и самостоятельно - управляйте мотоциклом в своем собственном стиле и никогда не превышайте скорость выше того значения, на котором чувствуете себя комфортно.

3. Когда вы разрабатываете маршрут и планируете остановки, учитывайте возможности всей группы, опыт каждого мотоциклиста, а также возможности каждого мотоцикла. Не забывайте, что вместе с вами едут ваши друзья. Если вы планируйте большое путешествие, не забудьте запланировать несколько остановок на маршруте.

4. Во время поездки вы должны общаться друг с другом, поэтому убедитесь, что все члены группы пользуются едиными жестами и понимают их значение.

5. Когда вы формируете колонну/группу, разумно во главу группы поставить более опытных мотоциклистов. Менее опытные мотоциклисты должны ехать сразу за лидером. Это позволяет ведущему группы регулировать скорость движения.

6. Замыкать группу должен также опытный мотоциклист. В идеале, у него должен быть мобильный телефон, чтобы можно было вызвать помощь в том случае, если какой-нибудь мотоцикл выйдет из строя или произойдет ДТП.

7. Если целью поездки является постоянное движение в составе относительно плотной группы, то ведущий мотоциклист не должен превышать скорость наименее опытного мотоциклиста в составе группы.

8. Во время движения не концентрируйте свой взгляд на идущем впереди мотоцикле. Вспомните, чему вас учили на курсах вождения и смотрите на дорогу впереди. Просматривайте весь поворот, следите за дорожной обстановкой при выходе из поворота.

9. Если группа движется быстрее, чем ваша скорость, на которой вы чувствуете себя комфортно и нормально, сообщите замыкающему мотоциклисту, что вы выходите из состава колонны и поедете со скоростью, которая вас не раздражает. Вы приедете на место сбора на несколько секунд позже остальных, но самое главное заключается в том, что вы все-таки доедете туда целым и невредимым. Не забывайте, что вы должны получать удовольствие от движения в группе.

10. Все мотоциклисты несут ответственность за техническую подготовку своих мотоциклов. Прежде чем вы приедете на место сбора группы, убедитесь, что у вас заправлен бак, и вы проверили в машине все, что нужно было проверить. Не уверены, что именно нужно проверять? Американская Ассоциация Мотоциклистов придумала на этот случай сокращение: T-CLOCK. Если вы не знаете английского, то это не сильно поможет; тем не менее, это означает: "Tires, Controls, Lights, Oil, Chassis, Kickstand", или "Шины, Ручки управления, Световую сигнализацию/Фары, Масло, Шасси, Подножку".

Как минимум, перед поездкой нужно проверить: состояние передней и задней шин, давление воздуха в передней и задней шине, передний обод (спицы), задний обод (спицы), работу ручек газа, сцепления, передний тормоз, задний тормоз, дальний и ближний свет, левый и правый сигналы выполнения поворотов, звуковой сигнал, топливо, масло, состояние подвески, регулировки подвески (с учетом своего веса и/или с учетом веса пассажира), стояночную подножку.

Не очень приятно, когда группа останавливается из-за какой-то механической неисправности, которую вы могли предотвратить заранее, если бы отнеслись к своему мотоциклу серьезнее.

11. Если группа большая, подумайте о том, чтобы разбить ее на небольшие подгруппы по 5-7 человек. При такой разбивке в случае непредвиденных ситуаций на обочине трассы с интенсивным движением не придется останавливать все 25 мотоциклов. Кроме того, небольшие группы могут проще идти по городским улицам и маневрировать.

12. На дороге мотоциклисты должны поддерживать интервал не менее двух секунд между своими машинами, чтобы у каждого человека было в запасе время на выполнение маневрирования. Если вы хотите идти более плотной группой, двигайтесь по полосе в шахматном порядке. При этом оставляйте достаточное место с боку, чтобы, при необходимости, можно было выполнить маневр. Старайтесь не ехать совсем рядом с другим мотоциклом, потому что у вас будет ограничено пространство для маневра.

13. Трайки и мотоциклы с колясками должны двигаться по центру полосы, и для них следует выделять такое же место (дистанцию/интервал), как для легковых автомобилей.

14. Когда повороты становятся сложнее или ухудшается видимость, перестраивайтесь в колонну по одному. Также следует перестраиваться и двигаться друг за другом, когда группа въезжает или съезжает с автомагистрали, проходит различные посты, на которых нужно уплачивать дорожные сборы (фото справа), когда дорожное покрытие становится грубым и/или скользким, опасным.

15. На перекрестках, когда вы должны остановится, уплотняйте группу - ставьте мотоциклы рядом друг с другом, чтобы сократить место на дороге. Когда загорается зеленый, или перекресток освобождается, первым должен начинать движение тот мотоцикл, который стоит слева.

16. Не забывайте, что на дороге много других машин, и блокировать перекресток движением своей колонны нельзя; это противозаконно.

17. Когда вы начинаете парковаться, старайтесь сделать так, чтобы группа как можно быстрее съехала с дороги. Если возможно, забронируйте место на парковке заранее; в крайнем случае, убедитесь, что на парковке достаточно места для всех мотоциклов в вашей группе.

Совместная поездка со своими друзьями может доставить большое удовольствие. Движение в группе может также улучшить ваши навыки управления мотоциклом, позволяет приобрести дополнительный опыт.

С другой стороны, такая поездка может оставить лишь неприятные воспоминания, если группа никак не подготовилась к такому путешествию.

Вообще, поездка на мотоцикле - это чисто индивидуальное занятие, и большинство мотоциклистов по своей природе - эгоисты, но, когда вы едете в группе вместе с другими мотоциклистами, мы можете воспользоваться и рядом преимуществ, например, если с вами что-то случится, ваши друзья будут знать об этом и смогут помочь, если вы не знаете местности, вам покажут дорогу и, наконец, на остановках вы сможете общаться со своими друзьями, у которых такие же интересы.

Общие положения

Приезжайте на место сбора заранее и с полным баком. Сообщите координатору группы о своем среднем расходе топлива, чтобы остановки можно было запланировать заранее. Если вы решите выйти из состава группы, обязательно сообщите об этом координатору на одной из остановок.

Координатор группы, или ведущий группы, или лидер, или капитан, должен быть опытным мотоциклистом, должен обладать хорошими навыками восприятия, быстрой реакцией и способностью принимать ответственные решения.

Каждый мотоциклист отвечает за техническое состояние своего мотоцикла. Нужно взять с собой необходимое оборудование и мотоэкипировку, исходя из предполагаемых дорожных условий, погоды и продолжительности путешествия. Возьмите с собой аптечку и научитесь ей пользоваться перед началом поездки.

Управляйте мотоциклом, не превышая своих возможностей, так как типичный маршрут группы проходит по удаленным районам, в которых сложно найти экстренные службы медицинской помощи. Не позволяйте своей гордости или глупости взять верх и заставить вас вести машину с превышением обычного для вас уровня комфорта. Не забудьте взять с собой карту или маршрутную карту и заранее выясните, где запланированы остановки - если вы отстанете, то встретитесь со всеми в условленном месте.

Организация групповой поездки - Координатор / Лидер / Ведущий / Капитан

Познакомьтесь со своей группой заранее - проведите небольшое собрание перед поездкой, поговорите лично с теми, кто поедет с вами впервые. Постарайтесь узнать, какими навыками вождения мотоцикла они обладают, чего они ждут от этой поездки. Тип мотоцикла, на котором ездит человек, иногда может дать представление о его стиле вождения, но не всегда.

Высокотехнологичные спортбайки обычно покупают люди, которые любят резко и агрессивно проходить повороты, поддерживают высокую скорость, а владельцы круизеров и туреров чаще предпочитают неспешно наслаждаться дорогой и пейзажами.

Водители внедорожников или двухфункциональных байков будут рады любой дороге, и они не будут возражать, если маршрут будет проходить по грунтовым или сельским дорогам.

В итоге можете получиться так, что в группу входят различные мотоциклы и мотоциклисты с различным опытом вождения, с различным отношением к поездке, с различными ожиданиями (в зависимости от того, как преподносилась/ рекламировалась эта поездка).

Если вы сделайте акцент на том, чтобы каждый ехал так, как ему хочется, и просто раздадите маршрутные карты с запланированными остановками, то вся группа разобьется на маленькие подгруппы в зависимости от дружеских отношений, скорости или настроения. Придерживайтесь своего собственного плана движения.

На полосе рекомендуется располагаться в шахматном порядке. На узких дорогах, на извилистых или горных дорогах, в местах с плохим обзором, на сложных, скользких участках, при приближении к препятствиям на дороге, ПЕРЕСТРАИВАЙТЕСЬ в колонну по одному.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ехать по полосе рядом друг с другом, попарно. Мотоциклисты, которые едут попарно, круто смотрятся в различных телевизионных шоу и на парадах, но такая езда небезопасна, так как она сильно сокращает ваше пространство для маневра и снижает возможности для реагирования в случае возникновения непредвиденных ситуаций и опасностей. ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЫ

1. Остановка. Вытянутая рука, согнутая в локте и показывающая вниз. Ладонь раскрыта и направлена назад.

2. Снижение скорости. Вытянутая прямая рука, раскрытая ладонь направлена вниз. Движение сверху вниз.

3. Увеличение скорости. Вытянутая вперед рука, раскрытая ладонь направлена вверх. Движение снизу вверх.

4. Следуй за мной. Вытянутая вверх рука, согнутая в локте. Раскрытая ладонь направлена и двигается вперед.

5. Обгоняй. Вытянутая вперед рука под углом 45 градусов. Направление движения руки - вперед.

6. Перестроение в колонну по одному. Поднятый вверх указательный палец.

7. Перестроение в колонну по два. Поднятые вверх указательный и средний пальцы.

8. Опасность на дороге. Опасность слева: вытянутая в сторону лева рука с указательным пальцем, показывающим на дорогу. Опасность справа: вытянутая вправо нога.

9. Старт колонны. Вытянутая в сторону левая рука с указательным пальцем; движение вперед по направлению к плечу, как при указании правого поворота.

10. Включение сигнала поворота. Вытянутая рука, пальцы широко расставлены и складываются в кулак, а затем вновь разжимаются. Движение повторяется несколько раз подряд.

11. Включение дальнего света. Похлопывание по шлему, раскрытая ладонь направлена вниз.

12. Заканчивается топливо. Вытянутая согнутая в локте рука, указательный палец указывает на бензобак.

13. Остановка на обед. Рука сжата в кулак, большой палец вытянут и указывает на рот.

14. Остановка для отдыха. Вытянутая в сторону рука, пальцы сжаты в кулак, рука движется вверх-вниз несколько раз подряд.

Например, в штате Миннесота даже противозаконно ехать рядом с другим транспортным средством бок о бок по одной и той же полосе. В этом штате можно ехать попарно только в том случае, если два мотоциклиста заранее об этом договорились между собой.

При приближении к месту остановки, целесообразно перестроиться попарно, ставить по два мотоцикла на полосе, чтобы группа занимала меньше места на дороге и быстрее пересекала перекресток - попарно. Следующая пара мотоциклистов должна поддерживать соответствующую дистанцию до идущей впереди пары.

В целом, позиция на полосе определяется в зависимости от ситуации и потенциальных опасностей. При движении друг за другом следует ехать с интервалом не менее 2-х секунд, чтобы оставалось время для выполнения маневра. Прежде всего, следует руководствоваться здравым смыслом.

Не забывайте, что 2 секунды - это минимальный интервал, и он должен быть увеличен на высоких скоростях, на дорогах с интенсивным движением, во время дождя или ночью.

Если группа большая рекомендуется разбить ее на несколько небольших групп по 3-5 мотоциклов. Небольшие группы будут двигаться вместе, не мешая другим участникам движения, а между группами будет оставаться пространство для беспрепятственного маневрирования других машин.

Никто не запрещает обгонять автомобили и мотоциклистов в группе, если обгон выполняется слева и не нарушает движение обгоняемой машины. Каждый мотоциклист, который выполняет обгон, должен быть абсолютно уверен, что у него достаточно места для выполнения обгона.

Хотя ведущий мотоциклист группы должен выполнять обгон и вести за собой остальных мотоциклистов только тогда, когда уверен, что для выполнения обгона достаточно места, следующие за ним мотоциклисты должны самостоятельно оценивать расстояние, необходимое для маневра.

Если вы видите, что к вам слишком близко приблизился сзади мотоциклист, и вы чувствуйте, что он хочет вас обогнать, сместитесь вправо, снизьте скорость и покажите ему знаками, что он может вас обогнать.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ обгонять ("опережать") справа, вилять по дороге между мотоциклами и совершать другие безответственные действия в группе.

Поведение в составе группы

Нельзя управлять мотоциклом в алкогольном состоянии. Если на маршруте запланирована остановка на ночлег, допускается умеренная выпивка, но только после того, как мотоциклы поставлены на ночную парковку.

Если вы принимаете какие-нибудь лекарства, обязательно сообщите об этом одному или нескольким мотоциклистам в группе, чтобы они знали о вашей зависимости от определенного вида лекарства.

Маршрутные карты

Каждый мотоциклист в группе должен знать, где стартует группа, где проходит маршрут, в каких местах запланированы остановки, и каков конечный пункт назначения.

Каждому может помочь маршрутная карта, выданная перед началом поездки - никто не будет нервничать и никто не потеряется, если отстанет от группы. Идеальным местом для маршрутной карты будет бензобак. Не самая лучшая идея положить карту в задний карман багажной сумки. Не каждый мотоциклист имеет возможность разместить карту у себя на баке, поэтому важно, чтобы карта была хотя бы у одного мотоциклиста на группу из 3-5 человек.

Маршрутная карта отличается от обычной карты местности тем, что на нее нанесен весь маршрут путешествия, указаны места запланированных остановок, АЗС, кафе и т.д. Иногда на маршрутной карте указывается и расчетное время прибытия колонны в конкретное место сбора и время старта группы из этого места для продолжения движения по маршруту.

Некоторые группы предпочитают альтернативный способ, которым можете воспользоваться и вы, если не хотите пользоваться картами. Альтернативный способ заключается в том, что каждый мотоциклист ждет следующий за ним мотоцикл прежде, чем начинает выполнять поворот.

Вы отвечаете только за мотоциклиста, который следует позади вас. Лидером группы является мотоциклист, который отлично знает маршрут - он ждет следующего за ним водителя на каждом повороте. Когда следующий за ним мотоциклист увидел его, лидер продолжает движение.

Затем второй мотоциклист в группе ожидает на этом повороте третьего, следующего позади - и так далее.

Это неплохой способ для неформального движения группы. Если группа идет с постоянной скоростью и на определенном расстоянии друг от друга, то группа движется постоянно, и фактических остановок почти не возникает.

Заключение

Мы дали лишь общие рекомендации, которые помогут сделать поездку в группе приятной и безопасной. У каждой группы мотоциклистов свои собственные цели, стиль и характер. Эти советы следует взять за основу и адаптировать под свои требования.

Некоторые группы очень жестко организованы, они пользуются тщательно разработанными правилами, у них четкая структура подчинения и собственная сигнализация - жесты.

Материал подготовлен IMC, St. Petersburg, Ltd. на основе рекомендаций Американской Ассоциации Мотоциклистов, Центра Безопасности Мотоциклетного Движения штата Миннесота, рекомендаций профессиональных инструкторов по практическому вождению мотоцикла.
Фотографии: Американская Ассоциация Мотоциклистов, Центр Безопасности Движения на Мотоцикле штата Миннесота, а также другие источники.